
Уроки антикоррупции — новая для России инициатива, и в нашей школе этому уделяют внимание . Кажется, что дети и так знают, что воровать плохо, а жизнь всё равно заставит брать или давать взятки — «по-другому никак». Но настраивать детей на такой пессимистичный сценарий — деструктивный подход. К тому же, как показывает практика, на уроках антикоррупции дети в первую очередь учатся мыслить рационально и осознают, что у них есть права.
У младших школьников акцент делается на «честно — нечестно». Например, по истории Древнего мира. Есть хозяин, у него есть управляющий. Управляющий продавал быков на сторону, а хозяину говорил, что они погибали. Педагог спрашивает он честно поступал? Нечестно, хозяин в убытке.
У седьмого-девятого класса уже обострено «справедливо — несправедливо». Пример для них: императрица отдала землю фавориту, а крестьяне её выкупить не могут. Говорят: несправедливо, нет. Кумовство, несправедливо.
С десятыми-одиннадцатыми классами уже появляется слово «коррупция». Слово «коррупция» они в новостях слышат, в газетах читают. С ними ведутся беседы о трёх кругах: жадность, отсутствие контроля, ресурсы. Когда три фактора совпадают, то есть круги пересекаются, в центре возникает коррупция.
Очень приятно, когда школьники приходят и рассказывают истории, как они отстояли свои маленькие права. И когда они сталкиваются с проблемой, они не посыпают голову пеплом, а пытаются её решать.
















