МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО СОЗДАНИЮ И РАЗВИТИЮ САЙТОВ И (ИЛИ) СТРАНИЦ САЙТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ В СЕТИ «ИНТЕРНЕТ»
Временная комиссия Совета Федерации по развитию информационного общества, руководствуясь рекомендациями парламентских слушаний «Актуальные вопросы обеспечения безопасности и развития детей в информационном пространстве», прошедшими в Совете Федерации 17 апреля 2017 года, подготовила методические рекомендации по созданию и развитию сайтов и (или) страниц сайтов педагогических работников в сети «Интернет» (далее – методические рекомендации).
Методические рекомендации одобрены и рекомендованы Министерством просвещения Российской Федерации.
Методические рекомендации адресованы педагогическим работникам общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций в целях оказания методической поддержки при создании и ведении персональных сайтов и (или) страниц сайтов в сети «Интернет», а также администрациям общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций и исполнительным органам государственной власти, осуществляющим управление в сфере образования в субъектах Российской Федерации, для организации работы с данной категорией Интернет-ресурсов.
На данный момент Интернет-ресурсы педагогических работников общеобразовательных организаций занимают важное место в информационно-образовательной среде образовательных организаций в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов.
Данные Интернет-ресурсы используются педагогическими работниками в образовательном процессе и обучающимися из разных субъектов Российской Федерации при подготовке домашних заданий и для саморазвития по различным учебным дисциплинам образовательной программы.
Федеральные государственные образовательные стандарты отмечают, что эффективное использование информационно-образовательной среды предполагает компетентность сотрудников образовательного учреждения в решении профессиональных задач с применением ИКТ, а функционирование информационно-образовательной среды должно соответствовать законодательству Российской Федерации.
Имеется практика учета данных сайтов при аттестации педагогических работников в качестве одной из форм ведения цифрового портфолио и реализации ИКТ-компетенции педагогических работников, предусмотренных приказом Минтруда России «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» от «18» октября 2013 г. № 544н (далее – профессиональный стандарт).
Согласно профессиональному стандарту в трудовую функцию педагогических работников входит формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями, а в перечень необходимых умений включено владение следующими ИКТ-компетентностями:
- общепользовательская ИКТ-компетентность;
- общепедагогическая ИКТ-компетентность;
- предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности).
Вместе с тем законодательство не регулирует функционирование персональных сайтов и других Интернет-ресурсов педагогических работников и не устанавливает обязательного требования к их наличию.
Согласно пункту 21 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон N 273-ФЗ) обеспечение создания и ведения официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» относится к компетенции образовательной организации. На основании части 1 статьи 29 Федерального закона N 273-ФЗ образовательные организации формируют открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивают доступ к таким ресурсам посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет».
Правила размещения на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 г. N 582. Требования к структуре официального сайта образовательной организации в сети «Интернет» и формату представления на нем информации утверждены приказом Рособрнадзора от 29 мая 2014 г. N 785.
Педагогическим работникам рекомендуется учитывать указанные требования, а при создании и развитии сайтов и (или) страниц педагогических работников в рамках сайта образовательной организации и (или) использовании их в образовательном процессе необходимо следовать данным требованиям.
Рекомендуется также учитывать методические рекомендации по заполнению формы представления сведений об адресах сайтов и (или) страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на которых государственным гражданским служащим или муниципальным служащим, гражданином Российской Федерации, претендующим на замещение должности государственной гражданской службы Российской Федерации или муниципальной службы, размещались общедоступная информация, а также данные, позволяющие его идентифицировать (письмо Минтруда России от 14.02.2017 N 18-3/10/П-866).
Данные методические рекомендации разработаны Минтрудом России в соответствии с положениями статьи 20.2 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и статьи 15.1 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».
Согласно документу предоставлять сведения об адресах сайтов и (или) страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на которых государственным гражданским служащим или муниципальным служащим, гражданином Российской Федерации, претендующим на замещение должности государственной гражданской службы Российской Федерации или муниципальной службы, необходимо при соблюдении одновременно следующих условий:
- на сайте и (или) странице сайта размещалась общедоступная информация;
- на сайте и (или) странице сайта размещались данные, позволяющие идентифицировать личность служащего или гражданина;
- общедоступная информация размещалась на сайте и (или) странице сайта непосредственно служащим или гражданином;
- указанная информация размещалась на сайте и (или) странице сайта в течение отчетного периода (для служащего календарный год, предшествующий году представления сведений, для гражданина три календарных года, предшествующих году поступления на гражданскую службу или муниципальную службу.
К сайтам и (или) страницам сайтов в сети «Интернет» согласно данным методическим рекомендациям относятся персональные страницы сайтов социальных сетей, а также блогов, микроблогов, персональные сайты.
Понятие общедоступной информации установлено частью 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Федеральный закон № 149-ФЗ). Согласно указанным положениям Федерального закона № 149-ФЗ под общедоступной информацией понимаются общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен. При этом отсутствие ограничения в доступе к информации предполагает возможность неограниченного круга лиц беспрепятственно получать и по своему усмотрению использовать размещенную информацию без согласия и ведома служащего или гражданина.
В качестве данных, позволяющих идентифицировать личность служащего или гражданина, может выступать совокупность или одно из следующих сведений: фамилия и имя, фотография, место службы (работы).
Таким образом, педагогическому работнику рекомендуется учитывать различные требования к технической форме реализации и содержанию сайта и (или) страницы сайта в сети «Интернет».
Концепция сайта и (или) страницы сайта педагогических работников в сети «Интернет»
Сайт и (или) страница сайта педагогического работника в сети «Интернет» предоставляет собой веб-ресурс, на котором педагогический работник размещает информацию о своей педагогической деятельности, а информация и функционал ресурса сопровождают его педагогическую деятельность и являются продолжением его работы в образовательной организации.
На сайте и (или) страницах сайта педагогического работника в сети «Интернет» размещается общедоступная информация, опубликованная непосредственно педагогическим работником, и данные, позволяющие идентифицировать личность педагогического работника, включая информацию о нынешнем месте работы и должности педагогического работника.
К сайтам и (или) страницам сайтов педагогических работников в сети «Интернет» относятся персональные страницы сайтов социальных сетей, блоги, микроблоги и персональные сайты.
В статье 2 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 N 149-ФЗ содержатся основные понятия о сайтах и страницах сайтов в сети «Интернет»:
- сайт в сети «Интернет» — совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — сеть «Интернет») по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети «Интернет»;
- страница сайта в сети «Интернет» (далее также — интернет-страница) — часть сайта в сети «Интернет», доступ к которой осуществляется по указателю, состоящему из доменного имени и символов, определенных владельцем сайта в сети «Интернет»;
- владелец сайта в сети «Интернет» — лицо, самостоятельно и по своему усмотрению определяющее порядок использования сайта в сети «Интернет», в том числе порядок размещения информации на таком сайте.
Таким образом, персональный сайт представляет собой обособленный Интернет-ресурс, имеющий собственный доменный адрес. В то же время страница сайта в сети «Интернет» не является самостоятельным Интернет-ресурсом.
Сайт и (или) страница сайта в сети «Интернет» педагогического работника в сети «Интернет» имеет следующие цели и задачи:
- Цифровое портфолио педагогического работника: презентация собственных достижений и успехов обучающихся, собственных разработок и материалов, а также другая информация в целях внешней и внутренней оценки деятельности педагогического работника и распространения опыта и результатов деятельности педагогического работника;
- Предоставление обучающимся образовательного контента. Интернет-ресурс предоставляет возможность интересными материалами привлечь внимание к изучаемому предмету, на примерах показать возможность широкого применения изучаемых знаний в дальнейшей жизни как для своих обучающихся, так и для обучающихся из других образовательных организаций Российской Федерации;
- Организация взаимодействия с обучающимися, родителями (законными представителями) обучающихся, педагогическими работниками образовательных организаций, представителями общественных организаций и другими лицами в целях собственного профессионального развития, в частности организации консультаций и распространения собственного педагогического опыта;
- Организация электронного обучения и использования дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе.
Сайт и (или) страница сайта педагогического работника в сети «Интернет» имеет следующую целевую аудиторию:
- Обучающиеся образовательной организации, в частности обучающиеся образовательной организации, в которой работает педагогический работник;
- Педагогические работники и сотрудники образовательных организаций;
- Сотрудники муниципальных органов управления образования и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования;
- Родители (законные представители) обучающихся.
Структура и содержание сайта и (или) страницы сайта педагогических работников в сети «Интернет»
Педагогическим работникам рекомендуется учесть следующие рекомендации по структуре сайта и (или) страницы сайта в сети «Интернет»:
№ | Раздел/подраздел | Содержание |
1. | Главная страница сайта и (или) страница сайта | Данная страница в соответствии с ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» должна включать в себя достоверные сведения о ее обладателе или об ином лице, распространяющем информацию, в форме и в объеме, которые достаточны для идентификации такого лица. Педагогическому работнику необходимо разместить следующие достоверные сведения о себе: ФИО, место нахождения и адрес электронной почты. На данной странице также публикуется информация о навигации (меню) и основная информация из каждого раздела, а также форма обратной связи или контакты. |
2. | Раздел «Портфолио» | В данном разделе размещаются основные сведения о педагогическом работнике и непосредственно результаты педагогической деятельности (цифровое портфолио).В верхней части раздела рекомендуется разместить следующие сведения: 1. Фамилия, имя, отчество (при наличии); 2. Занимаемая должность (должности); 3. Место работы; 4. Преподаваемые дисциплины; 5. Ученая степень (при наличии); 6. Ученое звание (при наличии); 7. Наименование направления подготовки и (или) специальности; 8. Данные о повышении квалификации и (или) профессиональной переподготовке (при наличии); 9. Общий стаж; 10. Стаж работы по специальности; 11. Фотография. В данном разделе рекомендуется разместить следующую информацию о деятельности педагогического работника:
Результаты: освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых образовательной организацией; освоения обучающимися образовательных программ по преподаваемому предмету, курсу, модулю, дополнительной программе; сравнительный анализ деятельности педагогического работника за 3-5 лет на основании внешних и внутренних мониторингов и результаты промежуточной и итоговой аттестации обучающихся и т.п.; работы по выявлению и развитию способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участие в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях; Результаты работы по повышению качества образования, совершенствованию методов обучения и воспитания, транслированию в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности; Результаты работы по участию в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах; Научная и учебно-методическая работа педагогического работника. Формат представления материалов – текстовый с размещением текстовых таблиц, копии документов в формате PDF. Образец табличной формы представлен в приложении №1. |
3. | Раздел «Гостевая книга» | В данном разделе рекомендуется разместить для коммуникации с обучающимися и их родителями (законными представителями):
Форму обратной связи или указать контактный электронный адрес; Ссылки на профили педагогического работника в социальных сетях; Ссылка на сайт образовательной организации педагогического работника с указанием номера телефона образовательной организации. Политику по обработке и защите персональных данных. |
4. | Раздел «Документы» | В данном разделе размещается следующая информация о педагогическом работнике:
Примерные программы по предмету, рабочие программы, тематическое планирование и другие документы, в соответствии с которыми педагогический работник организует свою работу; Документы, подтверждающие участие педагогического работника в деятельности образовательной организации, системы образования, конкурсах, мероприятиях и профессиональных сообществах; Отчеты о результатах самообследования и информация о результатах деятельности в соответствии с утвержденным перечнем показателей эффективности в образовательной организации; Отчеты о проведенных мероприятиях; Достижения обучающихся: исследовательские и проектные работы, эссе, дипломы, грамоты, сертификаты и другие документы; Тексты публикаций, материалов и статей педагогического работника. Формат представления материалов – текстовый и (или) копии документов в формате PDF. |
5. | Раздел «Обучающимся» | В данном разделе размещается информация образовательного характера для обучающихся образовательной организации педагогического работника и других образовательных организаций:
Конспекты уроков, дополнительная расширенная информация и рекомендации по учебной программе, включая информацию об электронных учебниках и учебных пособиях; Авторские цифровые образовательные ресурсы; Ссылки на русскоязычные и зарубежные ресурсы; Информация и анонсы об олимпиадах, конкурсах и других мероприятиях для обучающихся; Расписание занятий и другая информация организационного характера; Видеозаписи открытых уроков и вебинаров с участием педагогического работника. Информация данного раздела направлена на повышение подготовки обучающихся по преподаваемой педагогическим работником учебной дисциплине или тематике и предоставление информации для обучающихся, пропустивших учебу по болезни или другим причинам. На базе данного раздела педагогический работник может организовать дистанционное обучение для обучающихся: дистанционные курсы, вебинары, тесты, опросы и консультации по предмету. Формат представления материалов – текстовый и (или) копии документов в формате PDF. |
6. | Раздел «Блог» | В данном разделе публикуются новости и события педагогической работы педагогического работника. Формат представления материалов – текстовый. |
Информация на сайте и (или) странице сайта педагогических работников в сети «Интернет» размещается на русском языке и может быть размещена на государственных языках республик, входящих в состав Российской Федерации, и на иностранных языках.
На сайте и (или) странице сайте педагогического работника в сети «Интернет» необходимо опубликовать только общедоступную информацию, общеизвестные сведения и иную информацию, доступ к которой не ограничен.
Необходимо проверять достоверность размещаемой общедоступной информации на сайте и (или) странице сайта педагогического работника в сети «Интернет» до ее размещения и незамедлительно удалять размещенную недостоверную информацию.
Педагогическим работникам при размещении информации на сайте и (или) странице сайта в сети «Интернет» рекомендуется учитывать следующие рекомендации:
- Обеспечивать актуальность представленной информации согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 10.07.2013 N 582 об обновлении информации и нормативно-правовых документов не позднее 10 рабочих дней после их изменений. Рекомендуется датировать каждый размещённый на сайте документ или информацию;
- Необходимо соблюдать авторские и (или) смежные права путем корректного указания источников либо используемой литературы. В соответствии со ст.1259 Гражданского кодекса РФ не являются объектами авторских прав официальные документы и государственные символы и знаки;
- Информация, опубликованная на сайте и (или) странице сайте педагогического работника в сети «Интернет», не должна содержать ошибок;
- В соответствии со ст. 9 № 152-ФЗ «О персональных данных» на сайте и (или) страницах сайта педагогический работник не имеет право размещать персональные данные участников образовательных отношений без их согласия на публикацию их персональных данных на сайте и (или) странице сайта педагогического работника;
- Информация должна представляться в текстовом и (или) табличном формате, обеспечивающем ее автоматическую обработку (машиночитаемый формат) в целях анализа поисковыми системами и повторного использования без предварительного изменения человеком.
На сайте и (или) странице сайта педагогического работника в сети «Интернет» не допускается публикация следующей информации:
- Информация, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, и иная информация, запрещенная к опубликованию законодательством Российской Федерации;
- Информация, включенная в перечень видов информации, запрещённой к распространению посредством сети «Интернет», причиняющая вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующая задачам образования;
- Информация, порочащая честь, достоинство или деловую репутацию гражданина или организаций;
- Информация, содержащая пропаганду насилия, секса, наркомании, экстремистских, религиозных и политических идей;
- Информация рекламного характера, целью которой является получение прибыли.
- Все файлы, ссылки на которые размещены на сайте и (или) странице сайта педагогического работника в сети «Интернет», должны удовлетворять следующим условиям:
- Файлы документов представляются на сайте в форматах: Portable Document Files (.pdf), Microsoft Word / Microsofr Excel (.doc, .docx, .xls, .xlsx), Open Document Files (.odt, .ods).
- Максимальный размер размещаемого файла не должен превышать 15 Мб. Если размер файла превышает максимальное значение, то он должен быть разделен на несколько частей (файлов), размер которых не должен превышать максимальное значение размера файла;
- Сканирование документа должно быть выполнено с разрешением не менее 75 dpi;
- Отсканированный текст в электронной копии документа должен быть читаемым;
- Содержание документов должно соответствовать их названию и назначению, а также не должно противоречить другим материалам, размещённым на сайте и (или) странице сайта в сети «Интернет».
Рекомендуется текстовые данные размещать непосредственно на страницах сайта в текстовом виде, а в виде файлов документов размещать только требуемые копии и файлы документов.
Нежелательно размещать непосредственно на сайте и (или) странице сайта в сети «Интернет» большие блоки информации, если это не электронное средство массовой информации. Рекомендуется структурировать информацию, подавая отдельными, небольшими и логически завершенными частями и дополняя графическими иллюстрациями и инфографикой.
Оформление сайта и (или) страницы сайта педагогических работников в сети «Интернет»
Педагогическим работникам рекомендуется учесть следующие рекомендации по оформлению сайта и (или) страницы сайта.
Дизайн сайта и (или) страницы сайта педагогического работника должен иметь тематику, соответствующую сфере образования и детства, или иметь нейтральный характер, в котором преобладают светлые спокойные тона и отсутствуют агрессивные цвета.
Ознакомление с сайтом и (или) страницей сайта педагогического работника должно быть ориентировано на легкое прочтение и удобство восприятия информации посетителем, исключающее более трех разных шрифтов, нечеткие изображения, анимацию и другие движущиеся элементы на странице.
Сайт и (или) страница сайта педагогических работников в сети «Интернет» может содержать графические статические баннеры или гиперссылки на образовательные Интернет-ресурсы и сервисы, в частности:
- Сайт Министерства просвещения Российской Федерации;
- Сайт исполнительного органа власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего государственную политику в сфере образования;
- Сайт учредителя образовательной организации (муниципалитет) педагогического работника;
- Федеральный портал «Российское образование»;
- Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»;
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов «Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов».
Сайт и (или) страница сайта педагогических работников в сети «Интернет» может иметь возрастную маркировку в соответствии ст. 6 Федерального закона от 29.12.2010 N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
Рекомендуется предусмотреть версию для слабовидящих согласно Правилам размещения на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 г. № 582 и Порядку обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденного приказом Минобрнауки России от 9 ноября 2015 г. № 1309.
Дизайн сайта и (или) страницы сайта педагогических работников в сети «Интернет» должен быть адаптирован и открываться во всех версиях браузеров, на всех размерах мониторов и для мобильных устройств.
Техническая реализация и сопровождение сайта и (или) страницы сайта педагогических работников в сети «Интернет»
Педагогическим работникам рекомендуется учесть следующие рекомендации по технической реализации и сопровождению сайта и (или) страницы сайта в сети «Интернет».
Согласно ст. 1 Федерального закона от 31 декабря 2014 г. N 531-ФЗ «О внесении изменений в статьи 13 и 14 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях технические средства информационных систем, используемые государственными органами, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями или государственными и муниципальными учреждениями, должны размещаться на территории Российской Федерации.
Таким образом, рекомендуется размещать сайт и (или) страницу сайта педагогических работников в сети «Интернет» в российском сегменте сети «Интернете», включая российские доменные зоны и серверы, расположенные на территории Российской Федерации.
Сайт и (или) страница сайта педагогических работников в сети «Интернет» должен иметь высокий уровень безопасности, исключающий уязвимость технического характера для пользователей сайта и (или) страницы сайта, и иметь карту сайта и статистику посещаемости сайта и (или) страницы сайта педагогических работников в сети «Интернет».
Согласно Постановлению Правительства РФ от 10.07.2013 N 582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации» рекомендуется реализовать следующие технологические и программные средства, обеспечивающие:
- доступ к размещенной на официальном сайте информации без использования программного обеспечения, установка которого на технические средства пользователя информации требует заключения лицензионного или иного соглашения с правообладателем программного обеспечения, предусматривающего взимание с пользователя информации платы;
- защиту информации от уничтожения, модификации и блокирования доступа к ней, а также иных неправомерных действий в отношении нее;
- возможность копирования информации на резервный носитель, обеспечивающий ее восстановление;
- защиту от копирования авторских материалов.
Организация работы по развитию сайта и (или) страницы сайта педагогических работников в сети «Интернет»
Педагогическим работникам рекомендуется учесть следующие рекомендации по организации работы по развитию сайта и (или) страницы сайта в сети «Интернет»
Сайт и (или) страница сайта педагогического работника в сети «Интернет» предполагает ведение постоянной работы по его содержательному наполнению, включая обеспечение его регулярного обновления новой и уникальной информацией, разработанной педагогическим работником, и систематизацию размещаемых материалов.
С целью повышения узнаваемости среди обучающихся и родителей (законных представителей) обучающихся педагогическому работнику рекомендуется:
- Разместить ссылку на сайт и (или) страницу сайта педагогического работника в сети «Интернет» на сайте образовательной организации;
- Разместить ссылку на сайт и (или) страницу сайта педагогического работника в сети «Интернет» в поисковых системах;
- Разместить ссылку на сайт и (или) страницу сайта педагогического работника в сети «Интернет» в каталогах сайтов, в том числе каталогах образовательных сайтов;
- Принимать участие в профессиональных конкурсах сайтов и (или) страниц сайтов педагогических работников в сети «Интернет».
Педагогическому работнику рекомендуется проводить регулярный мониторинг сайта и (или) страницы сайта на предмет их соответствия данным методическим рекомендациям.
Рекомендации администрациям образовательных организаций, органам местного самоуправления, осуществляющим функции управления в сфере образования, и исполнительным органам государственной власти, осуществляющим управление в сфере образования, по работе с сайтами и (или) страницами сайтов педагогических работников в сети «Интернет»
Администрациям общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций, органам местного самоуправления, осуществляющим функции управления в сфере образования, и исполнительным органам государственной власти, осуществляющим управление в сфере образования, рекомендуется в работе с сайтами и (или) страницами сайтов педагогических работников в сети «Интернет» учесть следующие рекомендации.
Для популяризации создания и ведения педагогическими работниками сайтов и (или) страниц сайтов в сети «Интернет» администрациям общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций рекомендуется реализовать следующие меры:
- Размещать на официальном сайте образовательной организации актуальные ссылки на сайты и (или) страницы сайтов педагогических работников в сети «Интернет»;
- Учитывать создание и ведение педагогическими работниками сайтов и (или) страниц сайтов в сети «Интернет» при выделении премий, доплат и надбавок стимулирующего и поощрительного характера;
- Включать информацию о сайтах и (или) страницах сайтов педагогических работников в сети «Интернет» в публичные отчеты и доклады о деятельности образовательной организации;
- Учитывать создание и ведение педагогическими работниками сайтов и (или) страниц сайтов в сети «Интернет» при проведении аттестации на соответствие занимаемой должности согласно данным методическим рекомендациям;
- Рекомендовать педагогическим работникам размещать социально значимую и образовательную информацию на сайтах и (или) страницах сайтов педагогических работников в сети «Интернет»;
- Оказывать организационную и методическую поддержку работникам образовательной организации, в частности путем их направления на повышение квалификации по вопросам создания и ведения сайтов и (или) страниц сайтов педагогических работников в сети «Интернет».
Для популяризации создания и ведения педагогическими работниками сайтов и (или) страниц сайтов в сети «Интернет» органам местного самоуправления, осуществляющим функции управления в сфере образования, и исполнительным органам государственной власти, осуществляющим управление в сфере образования, рекомендуется реализовать следующие меры:
- Организовывать конкурсы сайтов и (или) страниц сайтов педагогических работников в сети «Интернет»;
- Учитывать создание и ведение педагогическими работниками сайтов и (или) страниц сайтов в сети «Интернет» при проведении аттестации педагогических работников на квалификационную категорию согласно данным методическим рекомендациям;
- Предоставить организационную и методическую поддержку работникам образовательной организации, в частности путем их направления на повышение квалификации по вопросам создания и ведения сайтов и (или) страниц сайтов педагогических работников в сети «Интернет».
Для осуществления мониторинга наличия и ведения учета сайтов и (или) страниц сайтов педагогических работников администрациям общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций ежегодно до начала каждого учебного года рекомендуется осуществлять сбор соответствующей информации и осуществлять мониторинг сайтов и (или) страниц сайтов педагогических работников в сети «Интернет» согласно данным методическим рекомендациям.
Заключительные положения
На сайте Экспертного совета по информатизации системы образования и воспитания при Временной комиссии Совета Федерации по развитию информационного общества педагогические работники образовательных организаций могут:
- Пройти бесплатно программу повышения квалификации «Создание и развитие сайтов и (или) страниц сайтов педагогических работников в сети «Интернет»», разработанную на основе данных методических рекомендаций;
- Пройти мониторинг сайта и (или) страницы сайта в соответствии с критериями и положениями данных методических рекомендаций;
- Включить сайт и (или) страницу сайта в Электронную библиотеку образования (ЭБО).
Педагогические работники могут также выдвигать свои сайты и (или) страницы сайта на Национальную премию за заслуги компаний и организаций в сфере информационного контента для детей, подростков и молодежи «Премия Сетевичок», организованную Временной комиссией Совета Федерации по развитию информационного общества и включенную в план мероприятий по реализации Концепции информационной безопасности детей на 2018-2020 годы.
Вышеуказанные мероприятия для педагогических работников носят некоммерческий характер и предполагают получение электронных документов бесплатно.
Приложение №1.
Примерная форма представления информации о результатах профессиональной деятельности педагогического работника на сайте и (или) странице сайта педагогических работников в сети «Интернет»
Исполнительные органы государственной власти, осуществляющие управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие функции управления в сфере образования, могут изменять и дополнять данную форму.
Администрации общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций могут дополнять данную форму.
- Результаты освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых образовательной организацией
Уровень сформированности УУД по результатам итоговой диагностики обучающихся
Учебный год | Класс | Количество обучающихся | Низкий уровень,
% |
Базовый уровень,
% |
Повышенный уровень,
% |
Динамика индивидуальных образовательных результатов обучающихся (учитель, педагог дополнительного образования)
20__- 20__
учебный год |
Динамика | |||
Класс | Успеваемость, % | Качество, % | Успеваемость, % | Качество, % |
20__- 20__
учебный год |
Динамика | |||
Класс | Успеваемость, % | Качество, % | Успеваемость, % | Качество, % |
- Результаты освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 662
Основные показатели результатов ЕГЭ и ОГЭ по предмету
Год | Класс | Количество
обучающихся, вышедших на государственную (итоговую) аттестацию |
Количество / %
обучающихся, получивших результат ниже среднего значения (балла) |
Количество / %
обучающихся, получивших результат равный среднему значению (баллу) |
Количество / %
обучающихся, получивших результат выше среднего значения (балла) |
Количество обучающихся, набравших от 90 до 100 баллов (ЕГЭ) или получивший отметку «5» (ОГЭ; ГВЭ-9, 11) | |||||
9 | 11 | 9 | 11 | 9 | 11 | 9 | 11 | 9 | 11 | ||
Среднее значение за период |
|
- Результаты профессиональной деятельности по выявлению и развитию у обучающихся способностей
Показатели проведенных педагогическим работником мероприятий (воспитательной, научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной направленности)
Учебный год | Направленность, название мероприятия | Количество мероприятий
|
Общее кол-во обучающихся, участвующих в мероприятиях | Количество обучающихся, участвующих в одном мероприятии (средний показатель) | Возрастной диапазон участников
|
Доля обучающихся с особыми образовательными потребностями (особо одаренных) | |||
Общее количество | Уровень ОО | Муниципальный уровень | Региональный, всероссийский и выше уровень | ||||||
Результаты участия обучающихся в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях и других мероприятиях
Форма мероприятия
(с указанием названия мероприятия, организатора) |
Учебный год | Уровень мероприятия | Классы | Кол-во участников | Результат (участие, наличие победителей, призеров, лауреатов ) |
Очные | |||||
Заочные | |||||
Динамика результатов коррекционно-развивающей работы педагога (учитель-логопед, учитель-дефектолог)
№
п/п |
Наименование показателя | Учебный год | |||||||||||||||||||||||||||||
1 | Положительная динамика результатов коррекционно-развивающей работы | начало года(%) | конец года(%) | начало года(%) | конец года(%) | начало года(%) | конец года(%) | начало года(%) | конец года(%) | начало года(%) | конец года(%) | ||||||||||||||||||||
Уровни | В | С | Н | В | С | Н | В | С | Н | В | С | Н | В | С | Н | В | С | Н | В | С | Н | В | С | Н | В | С | Н | В | С | Н | |
2 | Систематическое взаимодействие педагога со всеми участниками образовательного процесса | с родителями | |||||||||||||||||||||||||||||
с педагогами | |||||||||||||||||||||||||||||||
с воспитанниками или обучающимися | |||||||||||||||||||||||||||||||
В- высокий, С – средний, Н – низкий
4.Личный вклад педагогического работника в повышение качества образования и транслирование опыта практических результатов профессиональной деятельности
Использование новых образовательных технологий (в том числе ЭОР и ИКТ) в образовательном процессе
Образовательная технология, электронный образовательный ресурс и т.п. | Обоснование выбора | Системность использования
(периодичность, тип урока, этап изучения темы, этап урока, вид деятельности (учитель-ученик) и т.д.) |
Результат |
Транслирование опыта практических результатов профессиональной деятельности
Форма представленного опыта работы (доклад, публикация, творческий отчет и т.д.) | Документ, подтверждающий уровень (муниципальный, региональный, всероссийский и т.п.) участия с указанием названия мероприятия, организатора | Тема представленного опыта работы, в т. ч. инновационной и экспериментальной деятельности | Место и дата представления |
Результативность участия в профессиональных конкурсах
Учебный год | Уровень, название профессионального конкурса | Форма участия (участник, член жюри, председатель жюри, член комиссии, наставник и пр.) | Название конкурсной работы (при наличии) | Результат
(участник, призёр) |
Повышение профессиональной компетенции
Год | Вид (профессиональное образование, дополнительное профессиональное образование и т.п.) | Документальное подтверждение |
Результаты участия в работе профессиональных сообществ педагогических работников
Учебный год | Наименование сообществ | Форма участия (доклад, «открытое» мероприятие, мастер-класс и др.) | Тема |
Поощрения за профессиональную деятельность
Год |
Форма поощрения |
Уровень
(международный, всероссийский, региональный, городской и пр.) |
- Научная и учебно-методическая деятельность
Разработка программно-методических продуктов
Название продукта | Уровень реализации | Год издания или публикации |
Результаты участия педагогического работника в работе методического объединения
Учебный год | Форма участия (доклад, «открытое» мероприятие, мастер-класс) | Тема |
Информация о формах представления результатов освоения обучающимися образовательных программ могут иметь отличия в зависимости от занимаемой должности (направления деятельности) педагога:
- учитель (уровень начального общего образования) представляет аналитические материалы, отражающие динамику уровня сформированности УУД по результатам итоговой диагностики обучающихся;
- учитель, преподаватель (общеобразовательный учебный цикл СПО) представляют аналитические материалы, отражающие динамику индивидуальных образовательных результатов по освоению обучающимися образовательных программ по преподаваемому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю);
- учитель класса (параллели), проходящего государственную итоговую аттестацию, представляет материалы, отражающие показатели результатов ЕГЭ, ОГЭ, ГВЭ по предмету;
- тренер-преподаватель, старший тренер-преподаватель представляют результаты освоения обучающимися программ физкультурно-спортивной направленности;
- преподаватель (общий гуманитарный и социально-экономический, математический и общий естественнонаучный, профессиональный учебные циклы, практика СПО), мастер производственного обучения представляют результаты освоения студентами образовательных программ по дисциплине, междисциплинарному курсу, учебной и производственной практике, профессиональному модулю;
- педагог дополнительного образования представляет материалы, отражающие динамику индивидуальных образовательных результатов обучающихся, сохранность контингента обучающихся;
- педагог — библиотекарь представляет результативность освоения обучающимися образовательной программы (по основам информационной культуры), сохранность читательского контингента среди обучающихся, количество обучающихся, участвующих в мероприятиях;
- педагог — организатор, старший вожатый, воспитатель школы — интерната представляют результативность освоения обучающимися воспитательных программ, результативность проведенных мероприятий;
- методист, инструктор — методист представляют результаты профессиональной деятельности в образовательной организации в соответствии с функциональными обязанностями и профилем деятельности;
- педагог — психолог представляет результаты профессиональной деятельности, направленной на сохранение психического, соматического и социального благополучия обучающихся (воспитанников);
- социальный педагог представляет результаты профессиональной деятельности: по профилактике и реабилитации поведения обучающихся, по коррекции развития и адаптации обучающихся;
- учитель — логопед динамику результативности коррекционно-развивающей работы представляет по протоколам ПМПК;
- тьютор показывает динамику процесса становления выбора обучающимся пути своего образования и т.п.
Приложение №2.
Форма представления сведений об адресах сайтов и (или) страниц сайтов педагогических работников в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”
Я,
(фамилия, имя, отчество, дата рождения,
серия и номер паспорта, дата выдачи и орган, выдавший паспорт,
,
должность и наименование образовательной организации)
сообщаю о размещении мною за отчетный период с 1 сентября | 20 | г. по 31 августа20 | г. |
в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” общедоступной информации 1, а также данных, позволяющих меня идентифицировать:
№ | Адрес сайта 2 и (или) страницы сайта 3 в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” |
1 | |
2 | |
3 | |
Достоверность настоящих сведений подтверждаю.
“ | ” | 20 | г. | ||||
(подпись) |
(Ф.И.О. и подпись лица, принявшего сведения)
1 В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона “Об информации, информационных технологиях и о защите информации” к общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен.
2 В соответствии с пунктом 13 статьи 2 Федерального закона “Об информации, информационных технологиях и о защите информации” сайт в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” – совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”.
3 В соответствии с пунктом 14 статьи 2 Федерального закона от “Об информации, информационных технологиях и о защите информации” страница сайта в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” – часть сайта в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”, доступ к которой осуществляется по указателю, состоящему из доменного имени и символов, определенных владельцем сайта в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”.